«мама!» (2017) с Дженнифер Лоуренс

Гиперболичность, сюрреализм, метафоричность — всё это помещается в американской картине «мама!» 2017 года от режиссера Даррена Аронофски. Фильм начинаешь смотреть просто как самостоятельную историю, но затем понимаешь, что это лишь метафора — давно известная миру история, помещённая в другие декорации.

Хочу, чтобы вы тоже смогли оценить эту работу. Но должна предупредить: либо вы будете потрясены её гениальностью и ещё долго станете обдумывать увиденное, либо вы разочаруетесь и решите, что зря потратили время.

А пока трейлер:

В центре внимания отношения безымянной (в ленте вообще всё без имён) молодой женщины-домохозяйки (играет Дженнифер Лоуренс) и её мужа-писателя (играет Хавьер Барден, очень похожий на другого актера — Джеффри Дина Моргана), который старше жены лет на 20. Пара живет в загородном особняке. Муж мучается от отсутствия вдохновения, а любящая его жена старается ему не мешать, занимается ремонтом в доме, который когда-то сильно пострадал от пожара. Всё у них красиво и благополучно, но, само собой, ненадолго.

Жанр ленты заявлен как ужасы, триллер и драма, но по факту ничто из этого не подходит. Да и аннотация в «Кинопоиске» (Отношения молодой пары оказываются под угрозой, когда, нарушая безмятежное существование супругов, в их дом заявляются незваные гости) даже близко не приближает к этой истории. Прочитав её перед просмотром я ждала чего-то вроде французского фильма «Они» 2006 года, но «мама!» — это гораздо глубже.

Один из поклонников писательского таланта главного героя говорит о его книге: «Он как будто написал её для меня!» Так вот, эту картину Аранофски как будто снял для меня. Я понимала героиню на все 100, а со мной такого почти не бывает. Обычно я недоумеваю над действиями героев и думаю: «Да как так можно?!!»

Хозяйка вкладывает в обустройство дома душу, дом — это её Вселенная, каждая вещь здесь имеет значение.

А незваные гости уединяются в спальне хозяев, сидят на столе, курят в комнате, отрывают наличники, крадут вазы, перекрашивают стены, трогают без разрешения ценные вещи. Мои гости, конечно, так себя не вели, но меня обычно передергивает просто от того, что человек кладет вещь после использования не на то место или недостаточно бережно относится к вещам, которые мне дороги, или груб с моим котом. Я боюсь хаоса, а гости, когда их больше одного, — это неизбежный хаос. Так что то, что происходит с главной героиней, — это как иллюстрация моего персонального ада.

Весь фильм вместо вежливых просьб героини, вроде «Раковина не закреплена, слезьте, пожалуйста!» и «Вам здесь быть нельзя!», мне хотелось кричать: «Какого хрена?!! Пошли вон!»

Я реально чувствовала её душевную и физическую боль от происходящего. Кажется, словно я сама с огромным животом пыталась сбежать из ада, в который превратили мой дом толпы фанатиков.

А ещё для меня важна поддержка мужа. Когда он на моей стороне, я чувствую, что могу всё. Ей тоже нужна была эта поддержка. Когда муж героини отказался прогонять обнаглевших гостей, я поняла, как это страшно.

Глядя на весь этот сюрреализм, я ждала, что скоро выяснится: героине всё снится или она сошла с ума, поэтому живёт в выдуманном мире (как герой Ди Каприо в «Острове проклятых»). Но когда отсылки к библейской истории стали слишком явными (поедание младенца), стало понятно, что нет, по сюжету всё реальнее некуда. И вот тогда мозг взрывается.

Если смотреть, сразу зная, кто есть кто, а не просто как историю пары, то взрыв мозга будет сильнее. Ключи: героиня Лоуренс — Природа, которая с любовью обустраивают Землю. Её муж — Бог, которого на творчество вдохновляют обожатели. Их первый незваный гость — Адам, его жена — Ева. Кристалл, который они разбивают — запретный плод. Заколачивание дверей кабинета от них — закрытие рая.

Сыновья непрошеных гостей, один из которых убивает другого, — Каин и Авель. Все прочие гости-поклонники — расплодившееся по планете человечество. Ребёнок хозяев, отданный отцом фанатикам, — Иисус. Но в этом посте раскрыты далеко не все секреты, так что обязательно смотрите! Один финал чего стоит!

Думаю, фильм понравится борцам за экологию. Когда ты рассматриваешь Землю не просто как огромную площадь, а как дом, обустроенный кем-то с большой любовью, то её как-то жальче.


И в конце обзора традиционно абзац о том, что я НЕ советую смотреть. Это  другой фильм Аронофски — «Фонтан» (2006). Вот где действительно пустая трата времени! Ты весь фильм ждёшь чего-то, но он просто заканчивается. Что это было вообще? Ещё один странный фильм, который я не рекомендую для просмотра, — это «Лобстер» (2015) — настоящий бред.


Друзья, расскажите в комментариях, понравилась ли вам «мама!» и что вы думаете о «Фонтане» и «Лобстере», если вы их всё-таки видели.

 

 

«мама!» (2017) с Дженнифер Лоуренс: 7 комментариев

  1. Я попрошу тебя рассказать финал этого фильма, потому что когда я увидела эпизод с младенцем — меня так сильно передёрнуло, что даже вспоминать тошно…
    И, а как ты поняла что ключи к фильму именно такие? Это же гениально!

    Я давно смотрела «Фонтан» — согласна, трата времени. Его «Реквием по мечте» очень тяжёлым для меня оказался. «Чёрный лебедь» и «Ной» мне понравились. Но они легче воспринимаются.

    Нравится 1 человек

    1. Насть, ну, там кольцевой сюжет — заканчивается всё тем же, чем и начинается. Мама поджигает дом вместе с собой, муж выносит её, обгоревшую, и достаёт у нее из груди её любовь в виде кристалла — такого же, как раньше стоял в его кабинете. Он вновь кладёт кристалл на подставку, и дом снова волшебным образом восстанавливается из пепла, а в спальне просыпается девушка, но уже совсем другая. То есть история повторяется, и она обречена на такой финал. Ключи к фильму сразу бросаются в глаза) Кстати, вот ещё когда первый раз толпа исчезла после того, как начинает хлестать вода из поломанной раковины — это отсыл ко Всемирному потопу, когда людей на Земле почти не осталось.

      Нравится 1 человек

      1. Аа, даже так. Это значит как с «Тёмной башней» но не так длинно. Хм, вот после твоего описания я даже подумала, что может быть и стоит посмотреть фильм, только промотать ту жуткую сцену и всё…

        «Ной» кстати как раз таки про Всемирный потоп. Я в кинотеатре смотрела, очень масштабно смотрится.

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s