«Голова профессора Доуэля» – аудиоспектакль Театра «Радио России»

Завтра утром они встанут и, весело напевая, будут одеваться, чтобы идти, как они будут думать, на работу, а на самом деле — навстречу своей неизбежной смерти. В то же время в другом конце города, так же беззаботно напевая, будет одеваться их невольный палач: шофёр или вагоновожатый. Потом жертва выйдет из своей квартиры, палач выедет из противоположного конца города из своего гаража или трамвайного парка. Преодолевая поток уличного движения, они упорно будут приближаться друг к другу, не зная друг друга, до самой роковой точки пересечения их путей. Потом на одно короткое мгновение кто-то из них зазевается – и готово. На статистических счетах, отмечающих число жертв уличного движения, прибавится одна косточка. 
Александр Беляев, «Голова профессора Доуэля»

Здравствуйте, дорогие читатели Blogtori!

Я уже писала, что считаю аудиокниги лучшим способом провести время в дороге на работу. Сегодня хочу рассказать вам об аудиоспектакле, который я прослушала на прошлой неделе и который мне очень понравился. Это «Голова профессора Доуэля» от Театра «Радио России» по одноименному роману советского фантаста Александра Беляева. В конце поста будет ссылка для скачивания. Радиоспектакль длится 3 часа 6 минут – то есть я его прослушала в дороге за два дня. И когда слушала кусок, который вынесла в эпиграф этого поста, мне стало не по себе.

Впервые я познакомилась с этим произведением в школьные годы, поэтому на момент нынешнего прослушивания почти не знала сюжета. Помнила только эпизод с научным докладом доктора Керна. Еще я пару лет назад пыталась смотреть советскую экранизацию 80-х годов, но бросила.

Так что слушать теперь было интересно, хоть и страшно из-за атмосферности. Премьера спектакля на «Радио России» состоялась в апреле 2010 года.

Актерский состав

Чтобы оценить качество постановки, достаточно посмотреть на имена актеров – Василий Ливанов, Егор Бероев, Евгения Добровольская… Больше всего мне понравилась игра Полины Агуреевой, исполнившей роль ассистентки Мари Лоран. Об этой актрисе я несколько лет назад узнала после просмотра 14-серийного фильма «Ликвидация» Сергея Урсуляка, где Агуреева сыграла певицу Тоню.

Мари говорит отрывисто и глухо, и поначалу ее голос даже несимпатичен. Потом ты в него влюбляешься и никакого другого голоса для этой смелой девушки уже не представляешь.

Вообще, все голоса в спектакле подобраны идеально, кроме, пожалуй, голосов Артура Доуэля и его друга Армана Лоре. Голоса актеров – Егора Бероева и Александра Коврижных – очень похожи, и в диалогах не сразу понятно, кто что говорит.

Сейчас я слушаю другую аудиокнигу, не спектакль, и там голос чтеца (Игорь Князев) неприятный. Так что хорошо подобранные голоса – большая удача для слушателя.

Звуки

Фоном звучит булькающий звук – и ты представляешь лабораторию с веществами, медицинскими приборами и головами. В целом все звуки способствуют глубокому погружению в происходящее. Например, когда Мари оказывается в психлечебнице, мы вместе с ней слышим звуки, которыми девушку специально пытаются лишить рассудка. Представляешь себя на месте героини и думаешь: как скоро бы я сама сдалась?

Голос одного и того же персонажа, когда он с телом и когда он — просто голова, отличается. У голосов голов специальная обработка. Она позволяет представить, как звук проходит через трубку, подсоединенную к шее. Голоса голов хриплые, писклявые. На них наложен глухой эффект в моменты, когда Керн или Мари открывают кислородный кран (он позволяет отсеченным головам говорить).

Звуковые эффекты вкупе с актерским талантом позволяют верить происходящему в фантастическом произведении. Когда одна из голов впервые осознала, что она существует без тела, меня саму передернуло – так все было сыграно. Невольно представила себя на месте человека, который погиб и, очнувшись, увидел ниже шеи стеклянный стол.

Вообще, я довольно впечатлительный читатель-зритель-слушатель, и мои пальцы немели при прослушивании примерно половины этого спектакля, где много всего медицинского. Не случайно на заставке этого поста шприцы и вата. Когда Керн взял шприц и парафин, чтобы изменить внешность головы, и когда Мари ватой вытирала уши профессора Доуэля — я представляла себе все это в красках. Но при этом мне не хотелось выключить плеер.

В спектакле даже есть песня от оживленной певицы Брике. Эту легкомысленную героиню, сыгранную Евгенией Добровольской, очень жалко, когда она сначала остается без ноги, а потом снова без тела.

Сейчас, даже спустя неделю после прослушивания, я пишу это и в голове воспроизвожу себе голоса героев. Плюс аудиоспектаклей в том, что актер лишь наполовину формирует для тебя образ персонажа. Конечное решение о том, как будет выглядеть герой, остается за тобой.

Я представила доктора Керна статным красавцем с темными волнистыми волосами. Несмотря на его полностью отрицательный характер, мне он, благодаря голосу Владимира Зайцева, был чем-то симпатичен. Это как с Эбенезером Скруджем из «Рождественской песни в прозе», который, благодаря голосу Виктора Сухорукова, мне сразу приглянулся.

Мари мне представилась русоволосой, худенькой и хмурой девушкой (совсем не похожей на актрису Полину Агурееву). А Брике – рыжеволосой, с подведенными редкими бровями.

История создания книги «Голова профессора Доуэля»

Обычно после прочтения книги или просмотра фильма я читаю об истории ее создания. Про «Голову» тоже узнала. Оказывается, Беляев так точно описал ощущения голов, потому что сам шесть лет сильно болел и оказался обездвижен. Прочувствовал, каково голове без тела. Во время паралича Беляева бросаила его молодая жена. Болезнь удалось победить.

А еще интересно, что фантаст, который отдал в своей книге роль воскрешения науке, вырос в семье священника. Да и сам окончил духовную семинарию.

Впервые книгу опубликовали в 1925 году. Советские критики восприняли произведение прохладно, зато известный британский писатель Герберт Уэллс (мне нравятся его книги!) лично выразил свой восторг советскому фантасту.

Умер Беляев от голода в оккупированном немцами Подмосковье в 1942 году. Писателю было 58 лет. Похоронили фантаста в братской могиле.

Скачать бесплатно файл, который слушала я, можно тут. Качество записи отличное – уверена, вам понравится. Если вы прослушаете этот спектакль, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями в комментариях.

Ваша Виктория Кобзева

«Голова профессора Доуэля» – аудиоспектакль Театра «Радио России»: 14 комментариев

  1. Для себя определил, что нынешние творения, в стиле фэнтези, не вызывают таких впечатлений, как фантастика, тем более научная, Беляева, Егорова. Там как — то ждешь от развития сюжета и получаешь, а в современных ждешь, а оно промелькнуло, и ничего не понял.

    Нравится 1 человек

  2. Что-то жутковато. Обычно я не особо впечатлительна в том, что касается фильмов, книг и т.п., но вчера посмотрела в кино очень атмосферный триллер «Под покровом тьмы» и как-то впечатлилась. А теперь еще и этот пост…))

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s