Писательница Оксана Кириллова: «Миру нужны новые произведения и герои»

Оксана Кириллова – молодая писательница и журналист, специализирующийся на теме образования. Оксана выпустила свой первый роман «Прямые солнечные лучи» на трех площадках – ozon.ru, «Литрес» и Amazon – в мае 2016 года. А сегодня вышла уже вторая книга – «Удар под ребра». Оксана пишет с пяти лет, но до недавнего времени своим творчеством делилась лишь с близкими. В интервью Blogtori Оксана рассказала, как работает над книгами и с чего начать тому, кто мечтает стать писателем.

— Оксана, поздравляю тебя с выходом второй книги! Расскажи о своем новом романе. О чем он, если описать одним предложением и если сказать развернуто?

  • Спасибо! Если кратко – о том, что не стоит отступать от своего пути. Обстоятельства есть обстоятельства, но недопустимо «зарывать» собственную уникальность и игнорировать внутренний голос. Если развернуто – книга о девушке с необычной способностью: она распознает ложь. В разные периоды героиня считает это болезнью и спасением, карой и подарком. Во многом дар определяет ее жизнь. Люди вокруг тоже относятся к девушке по-разному: кто восхищается, кто принимает, а кто и боится с ней общаться. Моей героине предстоит через многое пройти, чтобы осознать, что для нее действительно важно.

— Где ты берешь сюжеты книг? Придумываешь с нуля, берешь за основу свою историю или историю знакомых, прочесываешь женские форумы и СМИ?

  • Думаю, любое произведение – результат художественного переосмысления личного опыта. Но здесь хочется развенчать один миф. Многие считают, что книга (песня, стихотворение) буквально отражает жизнь автора. То есть если герои, к примеру, страдают от неразделенной любви, переезжают в другую страну и меняют профессию, то именно это происходит и с создателем произведения. Может, в некоторых случаях так и есть. Но далеко (далеко!) не всегда. Творческие люди на то и творческие, чтобы уметь моделировать реальность, а не только красиво рассказывать о существующей. Жизненная ситуация может вдохновить, а ты уже додумываешь и пишешь что-то на ее основе. Поэтому я очень люблю общаться с разными людьми, слушать их рассказы, пытаться смотреть на мир другими глазами. Появление в моем окружении нового интересного человека – всегда праздник, а порой и повод что-то переосмыслить. Бывает и так: наблюдаешь за прохожими, фантазируешь об их жизни, углубляешься в это – и вот сюжет уже готов.

— Расскажи о процессе работы над книгой. Пишешь ночами или по выходным? Ждешь вдохновения или руководствуешься принципом «ни дня без строчки»?

  • Конечно, лучше всего творить под вдохновением. Оно может настичь внезапно, поэтому да, я писала и ночами, и по выходным, и за партой. Случалось даже отказываться от назначенных встреч. В такие моменты меня будто ведет что-то свыше, и герои начинают жить своей жизнью. Помню случай, когда писала кульминацию книги далеко за полночь, а в одной комнате со мной спала бабушка (мне было 14 лет). Я переживала, что ей мешает свет торшера, и постаралась закончить настолько быстро, насколько смогла. Гашу свет – а диалог героев продолжается в моей голове, и я засыпаю с мыслью: «Поскорее бы утро!». Но так бывает не всегда. Когда я была школьницей, взрослые, видя, что я после уроков засела за стол с тетрадью, удивлялись: «Ты же устала!». Я неизменно отвечала: «От этого я не устаю, я так отдыхаю».

Что касается принципа «ни дня без строчки» – раньше я категорически не признавала его, считая уделом «ремесленников», а не настоящих писателей. Сейчас думаю, что он не лишен смысла, но только если речь идет не о выполнении норм («по два листа каждый день»), а о самодисциплине. Этим летом, например, я пообещала себе как следует заняться книгой во время отпуска и вечерами начинала прямо на пляже у моря, побеждая лень. Но силой из себя строчки не выдавливала. Перед тем как писать, я всегда перечитываю последние страницы, вживаюсь в атмосферу. Если чувствую, что жизнь героев меня сейчас не трогает, откладываю книгу. Какое может быть насилие, когда речь о творчестве?..

— Героиня твоего нового романа Вика чувствует физически любую ложь. А у тебя есть какие-то необычные способности? Мне кажется, у многих творческих людей, особенно писателей, должна быть некая особенность.

  • Боюсь, ничего экстраординарного. Разве что (и это не раз меня спасало) умение абстрагироваться и представить, что все происходящее со мной – лишь очередной поворот сюжета. Тогда и сложности начинаешь воспринимать как вызов: «Ого, интересно! А ну посмотрим, как с этим справится героиня».

— В твоем новом романе главную героиню зовут Виктория, а ее отца Виктор. Прямо как у меня! А расскажи, было ли такое, чтобы твой читатель узнал в герое книги себя?

  • Бывало, и не раз. Это всегда приятно: значит, образы и ситуации получились правдоподобными. Иногда близкие узнают в героях меня или людей из моего окружения: «Смотри-ка, этот персонаж очень похож на твою подругу». Действительно, иногда я представляю себе кого-то реального, когда только создаю героя. Но по ходу написания он приобретает свои черты и к концу книги уже имеет мало общего с прототипом.

— У твоего романа «Удар под ребра» открытый финал. Почему ты оставляешь читателю возможность самому придумать итог?

  • Если уж рассуждать логически, открытые финалы – лучший способ показать течение жизни. Она не замыкается в каких-то рамках и всегда уносит нас дальше, за пределы конкретных ситуаций. Это я постаралась показать в «Прямых солнечных лучах». Но с «Ударом под ребра» все вышло само, пусть не сразу. Эту книгу я писала в сумме около двух лет, не раз бросала ее и проклинала. Она постоянно «умирала» у меня на руках: все шло неплохо, но с какого-то момента повествование неизменно становилось вымученным. Я ловила себя на том, что полностью придумываю все, исходя из логики сюжета. Герои переставали действовать органично, отдельно от меня. Концовку пришлось переделать несколько раз. И пока не получился открытый финал, книга была «мертва». Зато после этого я поняла, что иначе и быть не могло.

— И часто ты так правишь свои книги?

  • Раньше не правила вообще, убирала только мелкие смысловые ошибки и тавтологию. Считала, как написано – так и должно остаться. Для меня творчество было чем-то священным. Когда задумалась о публикации «Прямых солнечных лучей», естественно, пришлось вычитывать произведение досконально – ведь хотелось довести его до идеала. Теперь, правда, я на эту книгу смотреть не могу, так «наелась» ею.

— Сколько времени у тебя обычно занимает написание книги? Ты пишешь в том порядке, в котором идет повествование, или можешь начать с финала?

  • С финала начала только один раз – когда он мне приснился, и ради него я книгу и задумала. Кстати, потом увлеклась и написала повесть аж в трех частях. Время написания бывает разным. Лет в шесть я штамповала рассказы как горячие пирожки. Иногда в голове возникал замысел для другого рассказа, а отложить предыдущий ума не хватало, и я резко его заканчивала. Получалось комично, например: «Жила-была девочка Анжела. Однажды ее отправили в лес за грибами. Там она встретила чудовище, но все обошлось, и она жила долго и счастливо». Я тогда завидовала авторам, у которых хватает задумок на целый роман, и мечтала, что когда-нибудь смогу так же. С годами появлялись более масштабные идеи, на воплощение которых нужны были и время, и душевные силы. Поэтому для меня стало нормальным писать книгу пару лет с перерывами. Начинаешь – откладываешь – принимаешься за другое – возвращаешься к тому.

— К тебе приходит идея книги в виде концепции от начала до конца, или ты садишься писать, еще не зная, куда повернет сюжет?

  • В этом вся интрига: я представляю себе, как повернуть сюжет, чтобы донести идею, но как он повернется в итоге, и не трансформируется ли идея по ходу действия, я не знаю до последнего.

— Снятся ли тебе герои уже написанных тобой книг?

  • Только если во сне повторяется то, что было в книге. Но это редкие случаи, потому что герои в моем сознании живы, пока я пишу о них. Потом они уходят в тень. Полюбившимся героям хочется подарить долгую жизнь – так и появляются книги с продолжением. Раньше постоянно продлевала себе удовольствие от «общения» с персонажами. Потом взяла за привычку строго спрашивать себя, действительно продолжение необходимо или это мой каприз. Был огромный соблазн написать вторую часть «Прямых солнечных лучей». Но все, что хотела, я уже сказала в первой.

— Оксана, делаешь ли ты какие-то записки в течение дня, увидев интересную ситуацию, которую можно включить в книгу?

  • Да! Не знаю, как остальные, а я всегда остаюсь писателем. Поэтому фиксирую «зацепившие» меня ситуации и фразы, независимо от того, насколько я устала, в каком я настроении и где нахожусь. Это помогает всегда ощущать, что я живу не просто так. Иногда запоминаю то, что нужно, иногда записываю – на чеках, в блокнотах, где придется. Часто пишу от руки в тетради, и в каждую обязательно вкладываю бумажку с пометками, о чем нельзя забыть по ходу действия и на что обратить внимание. Глобальные идеи, которые можно будет использовать в долгосрочной перспективе, я записываю в отдельную записную книжку. Она у меня одна, ее подарила бабушка, когда мне было 11 лет.

— Какие твои любимые писатели и чье творчество для тебя образец? Успеваешь ли сама читать книги? Ведь, кроме писательства, ты журналист.

  • Читаю постоянно, я с детства книжный червь. Образца как такового нет, хотя, конечно, так или иначе пропускаю через себя чужой стиль повествования, образ мысли. У каждой книги есть вкус. Если его не чувствую – неинтересно. «Вкусных» книг бесконечно много, и они самые разные. Люблю Чарльза Диккенса – и Джека Лондона, обожаю Айрис Мердок – и Пелема Вудхауса, японскую прозу. Из последнего впечатлил «Дом, в котором». Я была на встрече с Мариам Петросян – она приезжала в Воронеж летом.

— Были ли интересные случаи или ситуации, связанные с твоими книгами? Может быть, ты описала что-то в романе, а спустя время аналогичная история произошла с тобой.

  • Это происходит постоянно! Причем наблюдаю такой феномен еще со школы. В пятом классе писала книгу с продолжением о дачной жизни – и стоило мне вплести в сюжет что-то новое, это непременно происходило в реальности. Правда, там речь шла в основном о житейских мелочах. А пока писала «Удар под ребра» (книга начинается с того, что главная героиня падает с лестницы, ломает руку и попадает в больницу), в моем окружении как раз произошел инцидент, связанный с падением с лестницы и поврежденной рукой.

— Расскажи о своей книге «Прямые солнечные лучи». Это ведь первая книга, которая вышла на крупнейших площадках ozon.ru, «Литрес» и Amazon. Какие отзывы ты получила? 

  • Я долго не желала публиковать то, что пишу, ни в каком виде, несмотря на уговоры родных и друзей. Говорила, что еще не создала книгу, которую захотелось бы издать, но обязательно пойму, когда наконец ее напишу. Так и произошло: как только закончила «Прямые солнечные лучи», сразу осознала, что именно с нее и хочу начать. И дело не в том, что она была лучшей. Некоторые вещи рационально не объяснишь. Отзывы получила только положительные, так что стартом я довольна. Самое время совершенствоваться.

— Твои книги выходят в электронном виде. А сама ты предпочитаешь бумажные или электронные? Я поднимала этот вопрос в одном из постов Blogtori, очень интересно твое мнение.

  • Читать могу в любом виде, но по-настоящему вдохновляют только бумажные книги. Бывает, похожу по книжному магазину – и самой захочется творить. В последнее время, правда, взяла себе за правило покупать только то, что хочу видеть у себя на полках (и так ставить уже некуда). Остальное можно найти и в интернете. Прочитанные книги отдаю бесплатно по объявлению. И желающих, между прочим, всегда море. Кто бы что ни говорил, у нас любят читать. А как приятно поговорить с незнакомым человеком, который разделяет твои литературные вкусы! Я так подругу нашла: встретилась, чтобы передать ей книгу, заболтались – общаемся уже два года.

— Поделись своим опытом публикации романа. Как ты нашла издателя?

  • С платформой, через которую в итоге опубликовалась, знакомство было своеобразным. Один знакомый, решив сделать сюрприз, прислал мне по почте напечатанные в самиздате (крошечным тиражом) мои книги. Впервые тогда увидела собственные повести в настоящем, книжном формате, как бы со стороны. Это было здорово и волнительно. А потом случайно заметила, что через эту площадку можно выкладывать книги в интернет-магазинах. Я прочитала, как заключить договор о публикации, как соблюдаются авторские права, изучила все тонкости. Решила попробовать.

— Допускаешь ли, что уйдешь от романа в другие литературные жанры?

  • Я не сказала бы, что остановилась именно на романе. Жанры разные: повесть, детектив, комедия… Единственное, не очень люблю короткие рассказы: я их иногда пишу, но не воспринимаю всерьез, потому что не успеваю в них вложиться. Раньше обожала экспериментировать. Из последнего самым смелым экспериментом был триллер о проклятой душе.

— Общаешься с другими писателями? Ходишь на литературные тусовки?

  • Честно, не понимаю, зачем нужны литературные тусовки. Это слишком личное, сокровенное. Я уже готова показывать свое творчество, но ходить на общие сборища… это все равно как собрать в одном месте всех влюбленных. У каждого любовь своя, история своя – остальные тут при чем? А приватно с единомышленниками, конечно, общаюсь. С одним парнем постоянно обмениваемся плодами творчества – я уважаю его мнение и всегда верю его критике.

— Как ты оцениваешь перспективы писательства? Популярно мнение, что в век так называемого клипового мышления людям уже достаточно написанных за прошлые века книг, что новые ни к чему – все равно на них нет времени.

  • Совершенно с этим не согласна. Мир постоянно меняется, нужны новые произведения, героев которых мы будем ассоциировать с собой и современными реалиями. Чтение не выходит из моды, и у тех, кому оно необходимо, время на него будет всегда (я и моя семья – яркий тому пример). А остальные пусть продолжают придумывать отговорки. Мне сложно их понять.

— Ты уже приступила к новой книге? Если да, поделись, о чем она будет?

  • У меня в работе несколько книг одновременно. Ту, к которой вернулась в отпуске, начала еще прошлой осенью, и ее тоже собираюсь опубликовать. В этой книге надеюсь затронуть много тем, главные из них – поиск себя и крах иллюзий, взаимоотношения между людьми, чувства и предопределенность… Звучит довольно общо, но конкретизировать не могу, пока не допишу. Это что-то вроде суеверия.

— Оксана, дай совет читателям Blogtori, которые хотят писать. С чего им начать? Как преодолеть страх чистого листа и боязнь создать что-то глупое и никому не интересное?

  • Не стоит сразу стремиться к совершенству, сначала главное – научиться излагать. Можно попробовать писать дневник и подробно описывать каждый свой день. Потом пофантазировать, как сложился бы этот день, если бы произошли или не произошли те или иные события. Все это развивает творческий взгляд на мир. А потом уже можно переключаться на увлекательные сюжеты.

P.S. Бесплатно прочитать фрагмент книги «Удар под ребра» Оксаны Кирилловой и купить книгу полностью во всех популярных электронных форматах можно на пяти площадках – ozon.ru, «Литрес»Amazon, Google Книги и BookLand.

Друзья, расскажите в комментариях, читаете ли вы современную литературу? Если да, то какие книги из последних прочитанных вам понравились больше всего?

Это была четвертая беседа в Blogtori. Первой была беседа с акварелистом Екатериной Ивановой, которая начала рисовать в 26 и добилась больших успехов. Вторым стал разговор с актрисой театра кукол Анной Лужецкой, которая поделилась театральными историями и рассказала, как находит «общий язык» с куклами. Третьей стала беседа с популяризатором искусства Дмитрием Ли. На очереди – интервью-откровение частного детектива. Не пропустите!

Ваша Виктория Кобзева.

Писательница Оксана Кириллова: «Миру нужны новые произведения и герои»: 12 комментариев

  1. Скопирую сюда отзыв из «ВКонтакте».

    Владислав Барановский:
    Добрый вечер))) Только что прочитал интервью с Оксаной Кирилловой… Я счастлив. Просто от прочтения. Понимаю, удивлена… Большое тебе спасибо за это интервью…
    Оно просто прекрасно…или, как сказало бы одно прелестное создание,: «Шедеврально!»… Большего говорить не хочу, излишне…

    Нравится

  2. очень захотелось прочесть ее книгу….хотя я к современным авторам обычно отношусь скептически….редко что то нравится….Жаль что в бумажном переплете книги нет.
    Вдохновения Оксане,новых интересных мыслей и творческих всплесков!
    Спасибо за интервью,с радостью прочла)))

    Нравится 1 человек

  3. Из современных я читала товарища Кинга и серию Лукьяненко про Антона Городецкого и «Черновик» — «Чистовик», ну и всемирно популярные «Гарри Поттера», «Голодные игры» и «Сумерки» прочла. А так всё больше по классике брожу. Согласна с Оксаной Кирилловой по поводу бумажных книг, я их больше люблю, верю, что в них есть душа…))

    Спасибо огромное за интервью, оно для меня очень кстати пришлось. Вдохновилась 🙂
    И захотелось пообщаться с этим человеком)

    PS вспомнила что прочитала ещё прекрасную книжку «Про девочку Дашу» Алексея Березина. Писатель пишет о своей младшей сестре. Очень интересные истории получились. И книга вся такая позитивная, вроде детская, но с взрослым подтекстом.

    Нравится 1 человек

      1. Спасибо, записала в список)
        Я вспомнила ещё одну писательницу, Анна Гавальда, давали мне почитать сборник рассказов. Вот, наверное, если я когда-то решусь выпустить книгу, то первой выпущу рассказы. Мне их проще закончить, чем книги

        Нравится 1 человек

          1. Мне пошло. Особенно запомнился один рассказ, где главный герой смотрит новости, и там рассказывают про аварию, а потом он понимает, что это он виновник этой аварии…
            Ну и после той книги рассказов я много раз натыкалась на её книги, но снова почитать её желания не возникало, так что видимо та книга просто под настроение пришлась)
            И, наверное лучше остановиться, потому что про то литературу и фильмы можно говорить бесконечно 😀

            Нравится 1 человек

  4. Теперь особенно хочется стараться и творить дальше! Что касается бумажного экземпляра, Анна — поправимо) а интервью сложилось благодаря Викиным вопросам! На них правда было очень легко и интересно отвечать)

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s