Их больше не жаль, ими восхищаешься. «Театр равных» и премьера спектакля «Дикий»

Никогда больше не летай и никому не говори, что летаешь! Иначе все подумают, что ты… дикий!

***

— Мама, а что там, за прудом?

— Там река.

— А что за рекой?

— Ничего! Просто яма! Ничего там нет.

(Слова героев спектакля могут быть воспроизведены неточно. Писала по памяти, так как смотрела спектакль, не отрываясь).

Здравствуйте, дорогие читатели Blogtori! Этот заголовок мне пришел минувшей ночью, когда я засыпала под впечатлением от премьеры спектакля «Дикий» «Театра равных». Она состоялась на сцене воронежского ТЮЗа 26 сентября.

Я действительно поймала себя на том, что после увиденного не испытываю больше жалости к инвалидам, а восхищаюсь ими. Дело в том, что труппа «Тетра равных» состоит из юношей и девушек, многие из которых имеют ограниченные физические возможности.

«Театр равных» существует с начала 2014 года, я о нем много читала в СМИ, но не видела его спектаклей. Получив приглашение на премьеру постановки по моей любимой сказке Андерсена «Гадкий утенок», да еще и с возрастным ограничением 6+ (моим сыновья как раз 6), я загорелась сходить со своей семьей.

Я с Глебом и Борисом перед спектаклем

Это простой, но всегда актуальный сюжет – история о том, как сложно, но ценно быть непохожим на других, как важно оставаться собой.

Простите за качество фото — снимать с 18 ряда на смартфон без вспышки непросто (у зеркальной камеры громко щелкает затвор)

Спектакль длительностью 1 час не полностью повторяет сказку – в постановке еще более явно, чем в сказке, подчеркивается, что речь не о птицах, а о людях.

У Гадкого утенка есть имя – Карл, и называют его не Гадким, а Диким и Уродом. Мать-утка показана еще более любящей, чем у Андерсена. Вместо стаи белых лебедей для финала в спектакль введена одна лебедь – Клара.

В постановке нет Кота и старушки, нет и хозяйки птичьего двора. Герои – только животные. Интересное место отдано Зайцу, который рассуждает о важности простой жизни:

— Я ем капусту, чтобы жить. И живу, чтобы есть капусту.

Еще Заяц говорит, что важно знать, кто рядом с тобой, чтобы понимать, как себя вести. Если перед тобой корова, то можно дальше есть травку, а если волк – надо бежать.  Такое обычное для человека желание вешать ярлыки, видеть только белое и черное, упрощать мир и окружающих.

Дикий еще не осознал, что стал Лебедем. Его жалеет Мама-утка

Я не смогла сдержать слез в четырех моментах, особенно в финале (даже сейчас пишу это, вспоминаю, и глаза влажные). Борис, которого я посадила на колени, чтобы ему было лучше видно, тоже проникся – улыбался в сценах с шутками (а таких было немало, там не только драма). За реакцией Глеба я не следила – он сидел с папой. Но оба, когда приехали домой, выключили в гостиной свет, надели на головы большие мягкие игрушки и говорят: «Сейчас у нас будет спектакль!»

Мы сидели на 18-м ряду, поэтому деталей не было видно – я почти на весь спектакль забыла, что на сцене актеры с ограниченными физическими возможностями.

Индюк был на инвалидной коляске, одна из Куриц была явно меньше других ростом, а один из Гусей говорил нечетко – пожалуй, только три эти вещи являлись маркером того, что ты смотришь постановку необычного театра. Я это пишу к тому, что актеры и режиссер-постановщик (Вадим Кривошеев, довольно известный в Воронеже, он же режиссер местного ТЮЗа) очень хорошо поработали, явно старались. Актеров не было жаль, как обычно бывает по-человечески жаль людей на инвалидных колясках, которых встречаешь в общественных местах. Я смотрела на сцену с восхищением и обожанием, как я смотрю на артистов, которых люблю, выступление которых очень ждала. Коляска у актера, играющего Индюка, так вписалась в постановку, что это выглядело очень естественно.

В СМИ я читала, что премьера «Дикого» откладывалась на несколько месяцев из-за финансовых проблем – постановщик хотел, чтобы у актеров были хорошие качественные костюмы, а не карнавальный ширпотреб. Не зря откладывали – образы получились яркие. Но немалое сходство с птицами достигалось и за счет актерской игры – труппа явно много работала над птичьей походкой и над голосами.

Когда в финале зал аплодировал стоя, это было очень трогательно и атмосферно. Музыка – отдельная тема, от такой невозможно не заплакать. Когда зажгли свет, многие были с красными глазами – не только я. В целом постановка сделана очень профессионально, не возникло ощущения, что это любительский театр.

Уже после спектакля моя коллега-журналист Елена пригласила меня с собой за кулисы. Для меня это было волнительно, но не жалею, что пошла. Часть актеров уже переоделись, но зато я вблизи увидела их лица с гримом. Они светились счастьем от того, что публика так восторженно приняла новую работу театра.

Моя коллега пообщалась с актером, сыгравшего Индюка. Он был такой радостный, рассказал про характер своего героя – он вроде премьер-министра, главного советника при Утке-королеве испанской породы (все остальные утки на птичьем дворе – датской породы). Индюк боялся, что Карл займет его место, ведь он неосторожно заявил, что когда вырастет, тоже станет испанцем.

Из этой беседы я еще больше поняла, насколько глубоко труппа работала над постановкой. Внимание уделили и внешним деталям — актер показал свои туфли.

Думаю, многие актеры, особенно инвалиды с детства, до театра никогда не получали столько внимания и не испытывали таких сильных эмоций. Даже я, относительно здоровый человек, на которого люди не смотрят с жалостью, когда выступала где-то публично и получала аплодисменты, заряжалась энергией. А тут – просто непередаваемо, их реально обожал весь зал.

Мне кажется, проект «Театр равных» имеет ничуть не меньшее значение, чем госпрограммы по оборудованию города пандусами. И самое главное – такие проекты важны не только самим инвалидам, но и обществу. Я после этого спектакля вообще пересмотрела многие свои взгляды.

«Тетр равных» много гастролирует, в том числе за рубежом. «Дикого» для широкой публики начнут показывать с 10 октября 2016 (мы ходили на закрытую премьеру). Если узнаете о выступлении «Театра равных» в вашем городе, обязательно сходите. Уверена, что вы увидите и испытаете нечто особенное.

Друзья, расскажите в комментариях, когда вы последний раз были в театре? Что это был за спектакль? Есть ли в вашем кругу общения люди с ограниченными физическими возможностями? Также советую вам прочитать мое интервью с актрисой театра кукол Анной Лужецкой. Аня рассказывает, как вживается в роль и делится волшебными театральными историями.

Ваша восторженная Виктория Кобзева.

Их больше не жаль, ими восхищаешься. «Театр равных» и премьера спектакля «Дикий»: 23 комментария

  1. После прочитанного жалею, что не попала на спектакль!
    В театре с мужем были недавно. Ходили на выходных в драм на спектакль «Метель» по Пушкину. Слов не хватит, чтобы описать мой восторг. Необычная постановка, постоянно обращение актеров к зрителям и просто суперское музыкальное сопровождение — русский рок.

    Нравится 1 человек

  2. Вик ,замечательная статья.Это прекрасно что и ты и сыновья не остались равнодушными….театр создан для того чтобы находить в человеке болевые точки и Щипать их,щипать,чтобы человек думал,размышлял,исправлял….сумел вовремя предотвратить! Если это тронуло душу, значит это качественно сделано….актерам браво!!!!!
    А вы как нибудь и к нам на «Дикого» приходите.))))

    Нравится 1 человек

  3. Я была в театре очень давно, года 4 назад, смотрела «Укрощение строптивой». Мне не особо понравились декорации, всё-же я привыкла к классическому изображению истории.
    А вот про Театр равных очень много слышала, но ни разу не ходила. Почему-то одной, без компании, мне сложно в театр пойти…

    Нравится 1 человек

        1. Мне кажется, в театре наоборот психологически легче — там публика менее разношерстная, более настроенная. Я кино не люблю как раз из-за того, что кто-то вечно шастает и жрет. В театре такого нет — зритель понимает, что для него стараются живые люди, перед ним не бездушный экран

          Нравится 1 человек

          1. Тут ты права)) кино действительно превратили в какой-то трендовый попкорновый общепит…
            Вот в том и дело, что я в себе сомневаюсь, боюсь, что на меня будут косо смотреть потому что я буду выделяться) Приду, например в джинсах и с авоськой)))

            Нравится 1 человек

  4. Когда ходила на «Пустодушие» «Театра равных», были те же ощущения. Совсем забыла, что некоторые актеры «особенные». Было пронзительно, здорово… и как-то еще больше захотелось жить и ценить то, что видишь, то, что чувствуешь, чем живешь. Так что полностью понимаю эмоции автора)

    Нравится 1 человек

  5. Приветствую!
    Тоже были с мужем на закрытом показе спектакля «Дикий». Да, действительно постановка изумительная! Игра актеров, музыкальное сопровождение, детали (костюмы, световые решения)-всё очень понравилось. Я рада, что мне посчастливелось попасть на него. Да и детские сказки во взрослом возрасте воспринимаются совсем недетскими). Уходила из зала с «теплым» ощущением внутри.
    Весной как раз на закрытие сезона ходили на «Пустодушие» по мотивам рассказов Платонова. Тогда это был первый раз,когда я попала на постановку Театра равных. Билеты, кстати, за месяц бронировала тогда. Тогда во время спектакля мне несколько бумажных платочков потребовалось. Под впечатлением ходила дня три…Советую.

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо за отзыв! Рада, что наши впечатления похожи! Интересно, будет ли «Театра равных » выпускать видеоспектакли? Ведь не у всех есть возможность вживую посмотреть. Я недавно смотрела видеоспектакль Театра на Малой Бронной «Варшавская мелодия». Эмоций было не меньше, чем когда смотришь вживую — очень впечатлила постановка. Советую — есть в интернете

      Нравится

      1. Кто знает… Коллектив молодой, активный, может и будут в будущем.
        Интересно! Спасибо за наводку. Я правда считаю, что живое присутствие ничем не заменить. И например к трансляциям спектаклей в кинотеатре «Спартак» отношусь предвзято. Хотя может со временем пересмотрю свои взгляды. Возможно бывали на подобных трансляциях в кинотеатре и поделись впечатлениями?

        Нравится 1 человек

        1. Слышала о таких трансляциях, но не была ни разу — чтобы меня выманить в кино, нужен супер-интересный для меня показ, а тут не сложилось. К тому же пугает цена на такие трансляции в «Спартаке» — там что-то около 600 рублей за билет. Считаю, за экран, не живое выступление это дорого.

          Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s