Актриса театра кукол Анна Лужецкая: «Перед спектаклем глажу своих кукол по голове»

Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства. Любой взрослый даже на детском спектакле чувствует магию. Ведь мы отчетливо видим только персонажей-кукол. Кто скрывается за ними и оживляет их?

Blogtori раскрывает секреты закулисья театра кукол с помощью актрисы Анны Лужецкой. Аня окончила факультет актерского мастерства Екатеринбургского государственного театрального института и уже пять лет работает в Воронежском государственном театре кукол «Шут». На счету Анны 13 ролей. Среди них Роза («Маленький принц»), Клара («Дикий»), Белоснежка («Белоснежка»), Анна («Золушка»), Ниф-ниф («Три поросенка и черный волк»).

Анна Лужецкая в спектакле «Король Лир»

Спектакль «Шинель» по Гоголю с участием Анны получил Гран-при III Международного фестиваля театров кукол в Омске (2013 году). А президиум Российского отделения УНИМА (UNIMA, фр. – Union Internationale de la Marionnette – Международный Союз кукольных театров) признал «Шинель» лучшим спектаклем всех театров кукол за 15 лет.

Анна Лужецкая в спектакле «Шинель»

– Аня, спасибо, что согласилась на интервью! Правда ли, что актеры обижаются, когда говорят не «театр кукол», а «кукольный театр»? Якобы потому, что прилагательное «кукольный» может быть синонимом слова «ненастоящий».

– Думаю, нет. Театральные люди всегда скажут правильно, а просто любители могут называть как угодно. Я ведь тоже не владею терминологией во многих сферах, например в программировании. Когда вызываю мастера, говорю: «Сделайте с моим компьютером что-нибудь, что бы он работал». Я надеюсь на понимание специалиста, и сама готова понять людей, которые говорят неверно. К нам еще в институте ласково, как к братьям меньшим, обращались «куколки». Приходилось годами доказывать, что мы – куклы, серьезные ребята и создаем не только сказки для детей, но и погружаем в мир переживаний взрослых.

Анна в роли Клары в спектакле «Дикий»

– Расскажи, есть ли у тебя любимые куклы, с которыми ты работаешь или работала? Что это за персонажи? Чем они тебе близки?

– Очень люблю свою первую куклу Розу из спектакля «Маленький принц» по Экзюпери. Казалось бы, это всего лишь цветок, но у него сложный характер. Мне близок этот материал, это одна из любимейших моих книг. Да и вообще мне, как и любой девушке, близка тема любви, иногда неразделенной.

Еще люблю тростевую куклу Зейнаб из спектакля «Волшебная лампа Алладина». Это такая хохотушка в воздушном одеянии, люблю за ее легкость. И она внешне немного похожа на меня. Ну и, конечно, среди моих любимиц Корделия (спектакль «Король Лир»). Ведь это первая роль, из-за которой я пролила немало слез. Люблю Корделию за то, что не могу понять. Не за схожесть со мной, а, скорее, за различие.

– Было ли такое, что ты получала роль, а кукла тебе категорически не нравилась? Как ты с этим справлялась?

– Бывает так, что кукла не совсем удобна по механизму. Помогают только репетиции. С куклой нужно подружиться, иногда поговорить. К счастью, это помогает. Я всех своих кукол люблю. Да и как их не любить? Это ж как дети. Ее тебе приносят, ты берешь ее на руки, и все – это твое. Всех своих кукол перед спектаклем я глажу по голове, некоторых даже целую (на счастье). Разумеется, чтобы никто из коллег не увидел (смеется).

– Тебе больше нравится играть спектакли с планшетными, тростевыми куклами или с марионетками?

– Мои любимые куклы – планшетки. Это куклы, у которых есть ноги, они работают на полу или на столе. Они очень удобны, да и возможностей у них больше. Тут ты полностью контролируешь процесс – каждый вздох, каждое микродвижение. А тростевые куклы не всегда слушаются. Иногда хочешь сделать какой-то жест, но трости путаются, руки выгибаются, и получается что-то совсем иное.

– Чувствуешь ли ты атмосферу волшебства, которую создаешь со своими коллегами по труппе? Или когда видишь «изнанку», то воспринимаешь действо обыденно?

– Волшебство, бесспорно, чувствую. Только если зрители видят его на сцене, то мы – в зале. Даже если ты выходишь на сцену невыспавшаяся и голодная, все это улетучивается, благодаря зрителю. Ощущаешь дыхание зала. Если это дети, они еще требовательнее, их не заманишь в сказку халтурной игрой. Слышишь их заинтересованное посапывание, смех… И все – сказка уже льется из тебя.

Спектакль «Плыветплывет кораблик по имени Маршак»

– Как ты готовишься к роли? Смотришь ли экранизации произведения, по которому будет постановка? Может быть, есть еще какие-то методы?

– Слова не учу никогда. Разве что бывают срочные вводы, когда за ночь нужно выучить 10 листов текста. Обычно режиссер дает наводку, что именно хочет видеть в твоем персонаже. Одного и того же героя можно сыграть по-разному, и постановщик сам выбирает фундамент, от которого актер должен оттолкнуться. Например, «черствая, злая, бездушная» или «выстрадала в жизни многое, поэтому с годами ожесточилась» или «трусливая, действует с подачи мужа» – все это пути одного персонажа, и каждый режиссер может по-разному видеть причину боли и ненависти героя. Экранизации смотрю, но главное не углубиться, а то можно начать копировать. Работа над ролью – это, прежде всего, понимание своего персонажа. Нужно суметь оправдать для себя его поступки. Если это какой-то злодей, трудно уговорить себя, что ты играешь хорошего человека. Но, анализируя, ты придумываешь ему прошлое, которое бы объяснило его нынешние поступки. Ты начинаешь сочувствовать своему герою, а значит, и любить.

– Кого легче играть – людей или животных?

– Животные в театре кукол чаще всего наделены человеческими чертами и характерами. Например, я играю курицу-разбойницу, которой до всего есть дело, она любит посплетничать и поспорить. Ну чем не соседка по лестничной клетке? У каждого цыпленка, козленка, поросенка есть свой человеческий прототип. Поэтому играть одинаково сложно и интересно и людей, и кур.

– Трудно ли тебе говорить голосом персонажей, чей тембр не имеет ничего общего с твоим природным? 

– Вообще в профессиональном театре кукол принято говорить своим голосом. Это в «кукольном театре» говорят писклявыми голосками, там, где все понарошку. Вот меня ругают, что я иногда забываюсь и делаю «бебешку» из Белоснежки. Просто мне кажется, что мой голос чуть ниже, чем у этой воздушной барышни. Но где канон, где правило о том, какой должен быть у нее голос? Белоснежка – обычная девочка 16 лет, и природа могла наделить ее любым голосом.

– Снятся ли тебе персонажи, которых ты играешь? 

– Снятся только в кошмарных снах! Это профессиональные ужастики – забыл на сцене слова, проспал спектакль, уронил куклу. Мой «любимый» кошмар, это когда я в роли Зейнаб (тростевая кукла, работающая на ширме) должна выбежать и позвать Алладина. Я подбегаю к гребенке, а куклы моей нет! И я просто поднимаю руку, делаю «собачку» (ну, всем известны куклы из рук в театре теней) и рукой «проговариваю» текст. Вот это лица были у моих коллег!

– Были ли в твоей практике какие-то мистические ситуации, связанные с куклами? Ведь раньше люди приписывали куклам магические свойства.

– Таких ситуаций пока не было. Но есть в театре одно по-настоящему мистическое место – музей кукол. Если проходишь через него в позднее время, чувствуешь, как в спину тебе «врезаются» сотни глаз. Чувствуешь чье-то дыхание. А если кто-нибудь из коллег еще решит подшутить и выпрыгнет из-за угла, можно обзавестись прядью седых волос.
Вся мистика куклы – в ее создателях и в людях, которые долгие годы ею управляли. Художник отдает ей часть своей души, кропотливо продумывая каждую складочку, ужимку. А потом актер отдает ей свою энергетику, вдыхая в нее жизнь. Так что нет ничего удивительного, что куклы даже в музее продолжают жить.

– Расскажи какую-нибудь необычную историю из закулисья. Или, может, историю со спектакля. Что-нибудь связанное с публикой.

– Таких историй множество. Например, как-то, играя Белоснежку, я забыла одну фразу. Шепотом спрашиваю сидящую рядом актрису с гномом. Она подсказывает, но совершенно другое, и от этого я совсем теряю мысль. Возникает очень длинная пауза. И тут актер с другим гномом так серьезно говорит: «Белоснежка, может, ты пойдешь уже?!!»
А как-то, вылетая веселым сверчком, который всех будит своим пением, я обнаруживаю (не сразу) что у него отвалилась голова! Пришлось мне лететь туда, откуда прилетела, пока дети не заметили этого ужаса, при этом напевая ртом, которого у него уже нет.
Еще у нас есть спектакль, японский ужастик. Имена у всех персонажей сложные, и их очень много. Частенько даже сами актеры путают, как кого зовут. Выглядит это так:

– Господин Гензиро!
– Нет, это вы господин Гензиро! А я Томодзо!

Дети в зале тоже часто радуют. Когда егерь привел Белоснежку в лес, и, лишившись топора, не знает как ее убить, он произносит: «Как же мне ее теперь убить?» И тут детский голос из зала: «Души уже!»

– Ты играешь в спектаклях и для детей, и для взрослых. Какая публика тебе ближе?

– От детей больше отдачи. И всегда понимаешь, на верном ты пути или нет. Со взрослыми сразу не поймешь. Бывает, играешь спектакль, в зале тишина, и ты не знаешь: это немой восторг или зрители не понимают что происходит.

– В дни школьных каникул, а особенно в новогодние в «Шут» не достать билетов, люди покупают их за несколько месяцев. Сколько ты играешь спектаклей в обычное время и в такое пиковое? Как справляешься с неравномерной нагрузкой?

– В обычные дни в среднем три-четыре спектакля в неделю, а в декабре-январе 8-10. Еще плюс к ним прибавляются елки, которых каждый день по две, а то и по три. То есть в день три елки и три спектакля. Не буду лукавить – это физически и эмоционально выматывает. А бодрость я черпаю по утрам, пока собираюсь на работу. Включаю детские песни и горланю их, пританцовывая.

– Когда человек офисной профессии заболел или не в настроении, он может продолжать работать. Но настроение актера – это успех или неуспех всего спектакля. Актер чувствует огромную ответственность – на его работу пришли посмотреть десятки людей, их нельзя разочаровать плохой игрой. Что ты говоришь себе, если тебе нужно выходить на сцену, а ты плохо себя чувствуешь или у тебя незадолго до спектакля случилось что-то неприятное? Как ты заставляешь себя выкладываться на все 100 в таких ситуациях?

– Мне приходилось играть спектакль сразу после утраты близкого человека. На репетиции я плакала, думала, что уже не «соберусь». Но после третьего звонка я ощутила себя другим человеком, с другими заботами и проблемами. То есть я полностью превратилась в своего персонажа. Так что работа даже помогает. Ты отвлекаешься от своих проблем, проживаешь другую жизнь.

– Часто ли ты бываешь на гастролях? Где тебе больше нравится работать – на привычной площадке или на новом месте?

– Конечно, нет ничего лучше и роднее нашей сцены. Потому что именно для нее создавались спектакли, учитывая все ее особенности. При этом гастроли и фестивали я люблю. Это отличная возможность увидеть, чем живут наши коллеги из других стран и городов. Наш театр часто выезжает заграницу. Чаще возят компактные по декорациям спектакли, где занято меньше актеров.

– У тебя есть дублеры? Приходилось ли тебе самой заменять коллегу из-за форс-мажора, но при этом почти не знать роль?

– В большинстве спектаклей у меня есть дубль. Это замечательно, ведь при экстренном случае всегда есть кого попросить отыграть. Хотя со мной так случалось редко, я работала и с температурой 39. Это все одержимая любовь к сцене. В конце концов, театр становится твоим домом, и ты нуждаешься в работе, как в воздухе. Заменять коллег приходилось, но это не было нервотрепкой, потому что я знаю почти все спектакли, реплики на слуху.

– Если актер театра забыл слова, может ли он говорить «от себя»? Ругает ли за это режиссер?

– Если я забуду слова, я скажу что-то близкое по смыслу. Когда спектакль в стихах, сложнее – нужно и рифму подобрать. Никто ругать не будет – все мы люди, и бывает всякое.

– Не обидно ли тебе, что актер театра кукол в отличие от актера другого вида театра получает меньше славы? Ведь все внимание направлено на куклу, а лица актера почти не видно.

– Если бы мне было обидно, я бы пошла учиться на драму. Или в поисках славы пробовалась бы в кино. Но это не про меня, мне очень комфортно на своем месте. Славы я не ищу. Ищу только возможность развиваться в деле, которое люблю. Ищу уют, теплые взаимоотношения. Все это у меня есть при работе в театре кукол.

– Хотела бы ты поставить свой спектакль? Если да, о чем бы он был, по какому произведению?

– У меня есть любимые книги, и я тайно мечтаю, что однажды в нашем театре поставят Булгакова, например. Я вообще люблю мистику. Мне кажется этот материал как раз для театра кукол. Только мы можем воплотить это так, чтобы по коже бегали мурашки. У нас есть спектакль «Шинель», где по сцене бродят черти, вырастают на глазах великаны, взмывают и обнажаются души равнодушных людей. Он весь пропитан тревогой за человека.

Спектакль «Шинель»

Мне близок такой материал, дающий пищу для раздумий. Поэтому для постановки я бы выбрала Гоголя или Булгакова.

– Аня, дай совет родителям, которые собираются сводить ребенка в театр кукол. Стоит ли перед спектаклем прочитать ребенку произведение, по которому создана постановка? Или же наоборот, спектакль лучше смотреть неподготовленным, чтобы заранее полученная информация о сюжете и развязке не мешала восприятию?

– Родители должны прививать ребенку вкус, поэтому мой совет в том, чтобы мамы и папы выбирали хорошие театры, хорошие постановки и тот материал, который не оставит ребенка равнодушным. Чтобы после спектакля в маленьком зрителе появилось желание сделать мир светлее и добрее. Читайте книги, это не помешает восприятию, а наоборот дополнит визуальный ряд. Но обязательно обращайте внимание на возрастное ограничение спектакля. Многие родители приводят детей на спектакль 8+, когда малышу всего четыре. Ребенок ничего не понимает, хнычет, впечатление испорчено, и больше эта семья в театр ни ногой.

Расскажите в комментариях, что в интервью Анны Лужецкой поразило вас больше всего? Поделитесь, любите ли театр кукол, какие спектакли видели?

Это было второе интервью в Blogtori. Первой была беседа с акварелистом Екатериной Ивановой, которая начала рисовать в 26 и уже будучи мамой двух дочерей. При этом Катя добилась больших успехов в рисовании.

Рубрика «Интервью» в Blogtori – это моя беседа с человеком, чей пример может вдохновить вас или расширить ваше представление о чем-либо. Если вы сами делаете что-то необычное, обладаете уникальным опытом и готовы рассказать об этом мне и читателям Blogtori, напишите мне письмо на blogtori@yandex.ru.

Все фото предоставлены героиней публикации.

С вами была Виктория Кобзева. До новых встреч в Blogtori!

Подпишитесь, пожалуйста, на обновления Blogtori по форме справа от поста или в подвале сайта. Нужно ввести электронную почту, и когда я напишу новый пост, вам придет письмо-уведомление со ссылкой. Обещаю, что никакого спама не будет. Спасибо, что читаете меня!

Актриса театра кукол Анна Лужецкая: «Перед спектаклем глажу своих кукол по голове»: 33 комментария

  1. Театр кукол — волшебное место! И не правда, что куколвод обезличивается))) Спасибо за интересные вопросы и неменее интересные ответы!

    Нравится

    1. Спасибо большое за отзыв! Мне кажется, тут сыграли большую роль не столько вопросы, сколько искренность героини, ее готовность открыть свою душу и «кухню» театра.

      Нравится

  2. К сожалению в театре кукол была один раз, мне тогда лет 5 — 6 было. Но сказка про слонёнка запомнилась на всю жизнь видимо! Особенно момент когда крокодил ухватил слонёнка за хобот и вытянул его, и по легенде, именно поэтому у слонов нос стал длинным))
    Таки надо исправляться и начинать ходить в театры…

    Нравится

    1. Я тоже не так часто бываю, как хотелось бы. Но тоже запоминаю в деталях) а из детства помню, как нас (отличников школы) на автобусе за 100 км повезли в театр кукол. Для меня это было волшебством!

      Нравится

  3. Я в детстве не посещала театр кукол….может пару раз….и воспоминаний у меня не осталось.Видно родители думали что мне это не нужно или не интересно.И вообще лет до 20 думала ,что театр кукол-это ширма,зайчик,мишка и все возможные зверята….мой папа до сих пор так думает))…Когда я увидела первый спектакль для взрослых,в театре кукол(это был ВИЙ, а потом и ШИНЕЛЬ )у меня волосы стали дыбом….столь интересные постановки таких простых произведений…тогда я открыла другой театр кукол для себя,полный неожиданностей.

    Нравится

      1. Исправляйся!))) Спектакли идут на разную аудиторию….есть «Шинель»-о человеке маленьком,никому не нужном…(если тебе нравится Гоголь-вперед!),есть «Королевкий Стриптиз»-это шутовское действо….создано чтобы развеселить и посмешить….очень легкий спектакль с множеством комичных моментов и прекрасных баллад. Так же есть «Пионовый фонарь»-мистика…и «Король лир»…который нужно смотреть если ты читал произведение….если нет,будет сложно понять кто кому брат,кто кого любит и кто кого убил)))….возможно в скором времени будет долгожданная премьера и что то новое ,более интересное появится на этой сцене!)

        Нравится

  4. Очень интересная статья, неординарные вопросы и ответы. Театр кукол очень хороший, большое количество интересных спектаклей, как для детей так и для взрослых. Видел Анну во многих спектаклях, очень талантливая актриса. Творческих ей успехов и побольше интересных ролей! Пусть и дальше радует взор воронежской публики. )

    Нравится

    1. Спасибо за комментарий, Дмитрий! Думаю, Аня его увидит, и ей будет приятно. Заглядывайте в мой блог еще — здесь будет много других интервью с творческими людьми.

      Нравится

  5. Как интересно всё это. Отличная идея-интервью творческих людей! И фотографии такие красивые,сразу захотелось попасть в театр кукол и что нибудь посмотреть.Водила сына на спектакль Дикий и Али-баба. Дикий очень впечатлил,заметила что многие взрослые в зале плачут.очень трогательная постановка и куклы очень красивые. А на Али-бабе даже детки танцевали,там столько веселых песен.Я заметила что есть куклы которыми актер управляет в одиночку а есть те,на которых стоят по два человека. Интересно стало влияет ли это на ощущение актера перед самим спектаклем:когда он приходит что бы играть главную роль или когда всего лишь помогает основному исполнителю.

    Нравится

    1. Да, спектакли очень разные. Например, в «Шинели», по словам Ани (это не вошло в интервью), всего два главных действующих лица — Акакий и Петрович. Все остальные актеры играют чиновников, людей с усами. В общем, безликие люди создают весь спектакль. В программке так и написано: «Чиновники, люди с усами». Может, Аня увидит комментарий и сама ответит на ваш вопрос про ощущения…

      Нравится

    2. ощущения конечно разные,но это зависит и от материала. Когда у тебя главная драматическая роль,нужно настроиться перед спектаклем.Я повторяю текст,прокручиваю его в голове не один раз,потом беру куклу-прохожу с куклой сцену.Когда я занята только в помощах,конечно это менее волнительно…особенно когда уже играешь не первый спектакль и всё отработано. Но есть и такие спектакли,очень атмосферные,когда ты как винтик в огромном механизме….не имея главную роль,чувствуешь себя причастным к искусству ,тебя настолько захватывает дух спектакля что ты даже свои помощи делаешь с полной отдачей.

      Нравится

  6. Прочитав про Аню, я понимаю, что мало что знаю о театре кукол (буду теперь говорить правильно))). И как-то резко потянуло в Воронеж) Как, наверное тянуло только котёнка с улицы Лизюкова). И как хорошо, что на свете существуют такие замечательные люди, как Аня Лужецкая, которые, несмотря на все жизненные ситуации, дарят людям чистые эмоции и вкладывают каждый день всю душу в свою работу, чтобы завтра, хотя бы один человек из толпы сказал: «А пойдём в театр!»

    Нравится

  7. Спасибо Виктория,за познавательную статью. Узнала о театре кукол многое,чего раньше не знала.Вопросы очень интересные,не банальные.Интересно было почитать о «изнанке» театра,очень смеялась над безголовым сверчком) Продолжайте писать в том же духе,будем следить.
    А на актеров театра кукол ШУТ очень приятно смотреть,труппа у них больше молодая,и актеры все красивые.Эстетически приятное зрелище.
    Анне желаю новых ролей,а вам вдохновения для новых статей.

    Нравится

    1. И вам, Елена, спасибо за отзыв! Мне тоже история со сверчком показалась особенной. Не каждый актер готов посмеяться над собой, и это очень ценно. Спасибо вам за пожелание! Буду стараться писать интересно!

      Нравится

  8. я ни когда не была в театре кукол , но после прочтения интервью загорелась желанием сходить в театр с маленьким братом и друзьями. Хочу тоже побывать в той атмосфере , в которой находятся актеры. Было бы превосходно , если бы устроили какой нибудь мастер класс !!!

    Нравится 1 человек

  9. «…актер кукольного театра, в отличие от театрального актера…» — формулировка очень уж покоробила…

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s